Изменения в законодательстве и отчетность – коротко о важном

16.07.2019

Опубликован закон, упрощающий применение онлайн-касс

7 июня 2019 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ, освобождающий до 01.07.2021 от применения онлайн-касс предпринимателей без наемных работников, которые реализуют товары собственного производства (выполняют работы, оказывают услуги). Также Закон № 129-ФЗ освобождает от применения онлайн-касс при безналичных расчетах (за исключением расчетов платежными картами с предъявлением):

  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. ТСЖ, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества), жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы при оказании услуг их членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • образовательные организации при оказании населению образовательных услуг;
  • физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
  • дома культуры (народного творчества, фольклора, ремесел, досуга), клубы, центры культурного развития (культуры и досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные), этнокультурные центры при оказании услуг населению в области культуры.

Однако при наличных расчетах и (или) расчетах с предъявлением платежной карты применять онлайн-кассу придется.

Хорошие новости и для ЖКХ. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги любым способом (кроме оплаты наличными или по карте с предъявлением) могут не выдавать чек потребителю (клиенту). Однако онлайн-кассу им придется применять, потому что в течение 5 рабочих дней с момента поступления денег от потребителя услуг на счет они обязаны сформировать такой чек и отправить его в налоговые органы через ОФД.

Кроме того, Закон № 129-ФЗ:

  • расширяет возможности применения удаленных онлайн-касс (в том числе и при продаже билетов водителями и кондукторами);
  • позволяет при оказании услуг населению (если утвержден специальный бланк документа) вместо кассового чека выдавать клиенту такой документ в бумажном виде с указанием на нем реквизитов кассового чека.

Отменены штрафы за неприменение онлайн-касс

Совет Федерации 26.06.2019 одобрил законопроект № 567405-7, который приостанавливает до 01.07.2020 административную ответственность за нарушения, связанные с:

Освобождение действует не для всех, а только в отношении применения онлайн-кассы при расчетах:

  • водителями и кондукторами при продаже билетов (талонов) на проезд в общественном транспорте,
  • за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

Должны ли вы применять онлайн-кассу, можно проверить здесь.

"Платон" подорожал с 1 июля

Минтранс России опубликовал график изменения тарифа государственной системы "Платон" на три года вперед. По этому графику тариф будет повышаться поэтапно:

  • с 1 июля 2019 года – 2,04 руб. за километр;
  • с 1 февраля 2020 года – 2,20 руб. за километр;
  • с 1 февраля 2021 года – 2,35 руб. за километр.

Далее тариф будет индексироваться ежегодно на величину годовой инфляции, т.е. предположительно около 4 процентов в год.

Напомним, что в рамках системы "Платон" с владельцев транспортных средств весом свыше 12 тонн взимается плата в счет возмещения вреда автодорогам за каждый километр пробега. Правила взимания такой платы утверждены постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504.

В каком случае необходимо указывать наименование и ИНН покупателя в кассовом чеке?

Кассовый чек (БСО) должен содержать обязательные реквизиты, перечень которых приведен в п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

С 1 июля 2019 года в кассовом чеке (БСО) необходимо также указывать (пп. "д" п. 15 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ):

  • наименование покупателя (клиента) (наименование организации, Ф. И. О. (при наличии) индивидуального предпринимателя) (Тег 1227);
  • ИНН покупателя (клиента) (Тег 1228).

Касается это не всех расчетов, а только расчетов наличными и (или) с предъявлением электронного средства платежа (например, платежной карты) между организациями (предпринимателями).

Особенности использования Тега 1227 и Тега 1228 регулируются приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@.

Из приказа следует, что реквизит "покупатель (клиент)" (Тег 1227) может не включаться в состав кассового чека (БСО) как в ФФД версии 1.05, так и в ФФД 1.1.

Что касается реквизита "ИНН покупателя (клиента)" (Тег 1228), то дело обстоит иначе. Этот реквизит рекомендуется включать в кассовый чек (БСО), если используется ФФД 1.05. Для ФФД 1.1 он обязателен (таблица 319 приложения 2 к приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@).

Таким образом, при наличных расчетах (или расчетах с предъявлением платежной карты) между организациями и (или) ИП с использованием:

ФФД 1.1 необходимо указывать ИНН покупателя (Тег 1228) и можно не указывать наименование покупателя (Тег 1227);

ФФД 1.05 наименование покупателя (Тег 1227) можно не включать, а ИНН покупателя (Тег 1228) включать рекомендуется, но обязательным реквизит не является.

Расширен перечень услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке

С 1 октября 2019 года начнет действовать ставка НДС в размере 0% в отношении пассажирских авиаперевозок по региональным маршрутам в пределах РФ. Имеются в виду маршруты, у которых пункты отправления, назначения, а также все промежуточные пункты (при их наличии) расположены вне территории Москвы и Московской области.

Соответствующие поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 06.06.2019 № 123-ФЗ (далее – Закон № 123-ФЗ).

Срок действия нулевой ставки при осуществлении межрегиональных авиаперевозок не ограничен.

Для подтверждения обоснованности применения льготы в инспекцию потребуется представить реестр перевозочных документов. Он должен содержать следующие сведения:

  • номера перевозочных документов;
  • наименования пунктов отправления, назначения, всех промежуточных пунктов маршрута перевозки (при их наличии);
  • дату оказания услуг;
  • стоимость услуг.

Реестры можно представить в электронной форме по утвержденному формату либо на бумажном носителе.

Инспекция при камеральной проверке декларации со ставкой 0% вправе запросить у плательщика любой из документов, сведения о которых будут включены в реестр (пп. "б" п. 2 ст. 1 Закона № 123-ФЗ).

За какие ошибки в бухучете не будут привлекать к административной ответственности?

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету (в том числе к бухгалтерской отчетности) на должностных лиц налагается административная ответственность, предусмотренная ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ внес ряд изменений в эту статью.

Согласно поправкам ответственность, предусмотренная данной статьей за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, не будет применяться к лицу (на которое возложено ведение бухгалтерского учета или с которым заключен договор на оказание услуг по ведению учета) в следующих случаях:

  • если искажение произошло по вине других лиц, которые составили первичные учетные документы, не соответствующие свершившимся фактам хозяйственной жизни;
  • если искажение произошло из-за непередачи или несвоевременной передачи указанными лицами первичных учетных документов для отражения этих документов в регистрах бухгалтерского учета.

Одним из нарушений, за которое может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 15.11 КоАП РФ, является отражение в регистрах бухучета мнимого объекта бухгалтерского учета. В новой редакции статьи дана расшифровка этого понятия. Под мнимыми объектами понимаются неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни.

Также законом определено, что ст. 15.11 КоАП РФ не применяется к нарушениям по бюджетному учету. За такие нарушения ответственность налагается по ст. 15.15.6 КоАП РФ, которая также изложена в новой редакции.

Изменения действуют с 9 июня 2019 года.

Ужесточена ответственность за нарушение экологического законодательства

Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ (далее – Закон № 141-ФЗ) внесены поправки в нормы КоАП РФ, которые регулируют ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами производства и потребления.

Кроме того, введена ответственность за неуплату (неполную уплату) экологического сбора.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 17 июня 2019 года. Так, теперь за неуплату в срок экологического сбора придется заплатить административный штраф. Его сумма составляет в отношении:

  • должностных лиц – от 5 000 руб. до 7 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 рублей;
  • организаций – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 рублей.

Санкции за нарушения в сфере обращения с отходами стали зависеть от тяжести последствий.

До 17.06.2019 действовала ст. 8.2 КоАП РФ, которая предусматривала ответственность в виде штрафов и приостановления предпринимательской деятельности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении:

  • с отходами производства и потребления;
  • веществами, разрушающими озоновый слой;
  • иными опасными веществами.

Закон № 141-ФЗ закрепил ответственность за каждое из перечисленных нарушений в отдельных статьях. Кроме того, установил штрафы за иные виды нарушений в этой сфере (ст. 6.35ст. 8.2 – 8.2.3 КоАП РФп. 2 – 6 ст. 1 Закона № 141-ФЗ). Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.

Также установлена ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды:

  • при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
  • при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).

Следует учитывать, что величина штрафа за все перечисленные правонарушения зависит от так называемых отягчающих обстоятельств, а именно от:

  • совершения этого же нарушения в течение года повторно;
  • причинения вреда здоровью людей или окружающей среде либо при возникновении эпидемии или эпизоотии распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Каких иностранцев можно принимать на работу без оформления разрешительных документов?

С визовым иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор можно заключить при одновременном соблюдении следующих условий (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, далее – Закон № 115-ФЗ):

  • у работодателя (заказчика работ, услуг) есть разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  • у иностранного гражданина есть разрешение на работу.

Однако из этого правила существует ряд исключений. Так, перечисленные документы не потребуются при найме на работу определенных категорий иностранных лиц, перечисленных в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ. Федеральный закон от 17.06.2019 № 144-ФЗ (далее – Закон № 144-ФЗ) расширил перечень таких иностранцев.

Указанные разрешительные документы не потребуются, если гражданско-правовой договор заключен между (ст. 2 Закона № 144-ФЗ):

  • научной или образовательной организацией (в сфере высшего образования) с иностранцем, приглашенным с целью научно-исследовательской деятельности;
  • государственным учреждением культуры и искусства и иностранцем, прибывшим в Россию не более чем на 30 суток для осуществления творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности в интересах такого учреждения. А также с теми иностранцами, которые прибыли в РФ изначально с гостевым визитом либо для налаживания научных или культурных связей и контактов.

Поправки в миграционное законодательство начали действовать 28 июня 2019 года.

Когда налоговая инспекция самостоятельно снимет с учета онлайн-кассу?

ФНС России напомнила, что в некоторых случаях онлайн-кассу контролеры могут снять с регистрации в одностороннем порядке без заявления пользователя.

Это возможно, если:

  • в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) внесена запись о прекращении деятельности юрлица (предпринимателя) (п. 18 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). В письме от 26.04.2019 № ЕД-4-20/8069 налоговая служба поручила управлениям по субъектам РФ организовать такую работу;
  • онлайн-касса не соответствует требованиям законодательства (п. 15 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Такой экземпляр автоматически исключается из реестра онлайн-касс;
  • закончился срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе (п. 16 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В последнем случае онлайн-кассу снимут с учета, только если срок действия фискального накопителя истек более месяца назад. О предстоящем снятии с учета пользователя должны уведомить (не позднее одного месяца до даты снятия с учета):

  • по телекоммуникационным каналам связи
  • или в виде почтового отправления,
  • или лично.

Если пользователь не согласен, будет проведено более детальное разбирательство.

Почему Минфин не рекомендует подтверждать расходы одним лишь кассовым чеком?

Расходы, признаваемые для целей налогообложения прибыли, должны быть подтверждены соответствующими документами, а также должны быть экономически обоснованными.

Минфин России в письме от 30.04.2019 № 03-03-06/1/32212 пришел к выводу, что кассовый чек (даже если он содержит все обязательные реквизиты первичного документа) не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности. Поэтому если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, для подтверждения расходов должны применяться эти документы.

Можно ли учесть в расходах при УСН право доступа к программному обеспечению в интернете?

Налоговый кодекс разрешает учитывать в составе расходов для целей налогообложения при УСН расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), а также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

На основании этой нормы в расходы можно включать затраты на приобретение права доступа к программному обеспечению с использованием интернета. К такому выводу Минфин России пришел в письме от 03.06.2019 № 03-11-11/40148.

Отметим, что к указанным расходам (расходам на приобретение права доступа к программному обеспечению в интернете) относятся затраты, которые несут налогоплательщики, заключая договор информационно-технологического сопровождения (1С:ИТС). Следовательно, расходы по такому договору учитываются для целей налогообложения при УСН.

В каком случае необходимо новое заявление для предоставления вычета по НДФЛ на ребенка?

В числе иных документов, необходимых для получения стандартного налогового вычета на ребенка, сотрудник должен подать налоговому агенту соответствующее письменное заявление.

Налоговый кодекс не содержит требований о ежегодном представлении такого заявления. Поэтому если по окончании налогового периода право на вычет у работника сохраняется, требовать от него повторного заявления не нужно.

Однако если при подаче заявления работник указал год предоставления вычета, то по окончании этого года необходимо запросить у него новое заявление (см. письмо Минфина России от 31.05.2019 № 03-04-05/39733).

Нужно ли указывать маршрут в путевом листе?

Организация самостоятельно решает, указывать или нет в путевом листе маршрут, по которому следует транспортное средство. Такой вывод можно сделать из письма Минтранса РФ от 14.05.2019 № ДЗ/10239-ис.

В документе отмечается, что перечень обязательных реквизитов путевого листа определен приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152, в него вошли:

  • наименование и номер путевого листа;
  • срок действия путевого листа;
  • собственник (владелец) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Таким образом, маршрут не входит в перечень обязательных реквизитов путевого листа. Тем не менее при желании организация может добавить в путевой лист эти сведения в том виде, в котором посчитает нужным (в виде указания начального и конечного пункта назначения, в виде указания всех пунктов назначения и т.д.).

Нарушения в бюджетном учете теперь делятся на незначительные, значительные и грубые

9 июня 2019 года вступили в силу изменения в КоАП РФ. Наибольшее количество поправок касаются классификации нарушений в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета и бухгалтерской отчетности в целях привлечения к ответственности за них.

В новой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ детально описаны нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и бухгалтерской отчетности, а также ответственность за них. Эта статья распространяется не только на органы власти, органы управления внебюджетных фондов и казенные учреждения, но и на бюджетные, автономные учреждения.

Новшеством является деление нарушений бюджетного (бухгалтерского) учета в зависимости от степени искажения показателей отчетности. Искажение может быть:

  • незначительное;
  • значительное;
  • грубое.

Критерии, по которым нарушения относятся к тому или иному виду, установлены в пп. 2 – 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ.