Какую бухгалтерскую отчетность необходимо сдавать малому предприятию за 2019 год?

21.02.2020

ООО на УСН является малым предприятием и ведет бухгалтерский учет упрощенным способом. Какие формы бухгалтерской отчетности нам необходимо сдавать? Должны ли мы составлять и печатать такие документы, как карточка счета?

Малые предприятия сдают отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Организация приказом руководителя сама определяет, какие регистры бухгалтерского учета вести.

Обоснуем ответ.

В общем случае субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее – Закон № 402-ФЗ).

Критерии признания предприятия малым содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее – Закон № 209-ФЗ).

Для таких организаций согласно Приложению № 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н (далее – Приказ № 66н) утверждены следующие упрощенные формы бухгалтерской отчетности (п. 6.1 Приказа 66н):

  • бухгалтерский баланс,

  • отчет о финансовых результатах,

  • отчет о целевом использовании средств.

Обратите внимание, что в соответствии с п. 6 Приказа № 66н организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут формировать бухгалтерскую отчетность по общеустановленным формам.

Таким образом, малые предприятия в зависимости от выбранной ими формы представления бухгалтерской отчетности (по общеустановленным формам либо по упрощенным формам) представляют в налоговый орган:

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств по упрощенной форме согласно Приложению № 5 к Приказу № 66н (п. 6, п. 6.1 Приказа № 66н)

  • либо бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах согласно Приложению № 1 к Приказу № 66н, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах по формам согласно Приложению № 2 к Приказу 66н и отчет о целевом использовании средств согласно Приложению № 2.1 к Приказу 66н (п. 1 – п. 4, п. 6 Приказа № 66н).

Такие же разъяснения ФНС России представила в письме от 20.02.2017 № СД-4-3/3088@.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 6 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Регистр бухгалтерского учета должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):

1.    наименование регистра;

2.    наименование организации;

3.    дату начала и окончания и / или период, за который составлен регистр;

4.    хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;

5.    величину денежного измерения объектов бухучета с указанием единицы измерения;

6.    наименования должностей, Ф. И. О. и подписи лиц, ответственных за ведение регистра.

Таким образом, организация самостоятельно определяет и / или разрабатывает формы регистров бухгалтерского учета для использования в своей деятельности, а также определяет способ ведения регистров – в бумажной или электронной форме.

Как правило, при ведении учета в программе "1С:Бухгалтерия 8" в качестве регистров бухгалтерского учета используются стандартные отчеты (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) и справки-расчеты.

Отметим, что для малых предприятий в программе "1С:Бухгалтерия 8" предусмотрены также ведомости по формам 1МП – 9МП согласно рекомендациям ИПБР для субъектов малого предпринимательства. Эти формы аналогичны формам В1 – В9 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).